Экспертная оценка
ФГБУ «НМИЦ эндкринологии» Минздрава России.
2 июня - Международный День Борьбы с Расстройствами Приема Пищи.
- Проблема расстройств приема пищи известна человечеству не менее 300 лет, но частота этой патологии начала резко нарастать с середины 70-х годов прошлого века. В настоящее время различные формы расстройств приема пищи уже вышли за рамки компетенций исключительно медицинского сообщества и превратились в своей совокупности в глобальную социальную проблему, - отмечает директор ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России член-корреспондент РАН Наталья МОКРЫШЕВА. - Парадоксальным образом, наряду с нарастанием в последние десятилетия в геометрической прогрессии крайне опасного для здоровья человека такого явления, как ожирение (за последние 40 лет количество взрослых пациентов в когорте лиц с ожирением увеличилось в 3 раза), быстро прогрессирует и другое, не менее опасное состояние – расстройство приема пищи в его многообразных формах, в первую очередь, нервная анорексия, когда человек изматывает себя диетами и голоданием без компетентного контроля врача. Парадоксальным образом два состояния, приводящие к дисбалансу работы “неклассического эндокринного органа“ в виде жировой ткани, могут присутствовать у одного человека в виде так называемого синдрома булимии, когда приемы колоссальных избытков пищи сопровождаются периодами крайнего самоограничения в еде.
Словом, современному обществу необходим новый взгляд на образ жизни, который бы обеспечивал здоровье телесное и духовное. Только не в смысле классического понятия «ЗОЖ», а в смысле достижения сбалансированного поведения и питания. Только изменив мировоззрение и саму ответственность человека в поддержании собственного здоровья, мировое сообщество может получить шанс справиться с возрастающей проблемой метаболических нарушений.
- Расстройства пищевого поведения (сокр. РПП) имеют, как правило, сложную этиологию и структуру, - продолжает Наталья Георгиевна Мокрышева. - Это не только психогенно обусловленные нарушения приема пищи. Здесь присутствуют также аддиктивное поведение – склонность к неконтролируемой зависимости. Фактически у больных присутствует целый комплекс психопатологических и эндокринных нарушений. Для их эффективного ведения требуется междисциплинарный подход, который принят в «НМИЦ эндокринологии» и дает свои положительные результаты. На сегодняшний день в нашем Центре к лечению расстройств приёма пищи привлечены различные специалисты - эндокринологи, психиатры и психотерапевты, диетологи, вырабатывающие в формате консилиума персонализированные алгоритмы как лечения, так и для профилактики РПП на благо здоровья и счастья пациентов.
- Если говорить о расстройствах, уменьшающих массу тела, - продолжает врач-психотерапевт и психиатр, кандидат медицинских наук Татьяна ЗЕЛЕНКОВА-ЗАХАРЧУК, - то это, в первую очередь, нервная анорексия, характеризующаяся ограничительным и очистительным поведением. Это самостоятельное снижение массы тела, иногда с нормативных значений, с помощью жесткого ограничения в питании и изнуряющих физических нагрузок. Заболевание дебютирует с подросткового возраста. Пиковые значения приходятся на 15–19 лет. При этом может быть и нервная булимия — компульсивное переедание с последующим очистительным (элиминирующим) поведением. В 60% случаев нервная анорексия сопровождается нервной булимией как две стороны одной медали. Развивается она чаще всего на фоне ограничения питания, но может развиваться как компенсаторное поведение после приступа неконтролируемого переедания, чтобы избежать увеличения веса. Когда прожеванная пища выплевывается или вызывается рвота, принимаются слабительные и мочегонные препараты.
Выделяют также орторексию – навязчивую фиксацию на подсчетах калорий, когда практически все интересы человека сводятся к некоему идеальному приему пищи, что, в свою очередь, дезадаптирует, а в крайних формах ведет к разрыву социальных связей и самоизоляции.
У детей нервная анорексия чаще развивается в структуре патологического пубертатного кризиса со страхами взросления, торможением психосексуального развития, эмоциональными нарушениями, когда завышены требования к себе по типу явлений невротического перфекционизма (отличная учеба с чрезмерными переживаниями из-за оценок). Или это требования родителей, которые возлагают на детей свои представления об успешной реализации, не считаясь с их желанием. Чрезмерно настаивать на поступлении в вузы, которые ребенок не выбирал, навязывать занятия большим спортом, балетом, принуждать к военной карьере и т.д. – такой родительский волюнтаризм зачастую способствует девиантному пищевому поведению.
Есть еще такое явление, как прегорексия – оно свойственно при беременности, когда будущая мама отказывается от еды с целью сохранения стройной фигуры, чтобы скрыть живот, воспринимаемый как эстетически некрасивое тело. Изнуряет себя диетами, физическими нагрузками, перетягиванием абдоминальной области. Что, конечно же, чревато негативными последствиями. Недостаточный запас энергии, минералов и витаминов может привести к выкидышу, преждевременным родам и проблемам с лактацией. Ребенок может родиться с низкой массой тела или с пороками развития и недостаточным созреванием внутренних органов.
Врачи фиксируют и алкогольную анорексию, когда спиртным замещается прием пищи с целью контроля над весом тела. Но алкоголь не дает питательных веществ. Люди, страдающие алкорексией, в основном подвержены дефициту витаминов, кальция. А это может привести к заболеваниям костей, сердечно-сосудистой системы и повреждению поджелудочной железы и печени.
Дефицит массы тела вызывает у девушек аменорею, у юношей — эректильную дисфункцию. И в будущем у обоих полов это может приводить к бесплодию. Но бывают и отсроченные варианты с началом после 20-25 лет. А в ряде случаев это заболевание продолжается на протяжении взрослой жизни с экзацербацией в старшем возрасте (кризис возрастных изменений). Нервной анорексией чаще страдают женщины, но в последнее время возрастает и среди мужчин.
По статистике, в 30% случаев, нервная анорексия, орторексия, булимия переходят в расстройства пищевого поведения по типу переедания с увеличением веса, ведущие к другой крайности: лишнему весу и ожирению с последующими тяжелыми метаболическими и соматическими осложнениями.
РПП по типу переедания отличаются по синдромальной структуре и включены в клиническую картину основных (ядерных) псхических расстройств (нозологичсеская классификация). Поэтому важно подбирать такле психофармакотерпевтическое лечение, которое было способно купировать полностью все проявления психопатологии, а также восстановить стрессоустойчивость и придать силы для возможности выполнять рекомендации эндокринологов, диетологов, реабилитологов по разрушению патологичского стереотипа пищевого поведения и поддерживать тело в физической форме.
Наряду со стрессогенным, перманентным, гедоническим, вечерним перееданиями, распространён синдром ночной еды. В группе риска чаще женщины (до 4,6%), мужчины менее восприимчивы (до 1,5%). Синдром ночного переедания купируется только назначением лечебных психофармпрепаратов, восстанавливающих ночной сон и предотвращающих пробуждения, и, следовательно, исключающих прием пищи среди ночи.
Здоровое питание не предполагает жестких ограничений в приеме пищи и не требует полного отказа от каких-либо продуктов. Надо стремиться к рационапльному и осознанному приему пищи, чтобы получать удовольстивие от разнообразного сочетания вкусов, поддерживая свое здоровье в нормальных конституциональных величинах. Ну, а если глобально охватывать проблему, то пациентам желательно избегать дефицита любви и счастья в своей жизни, чтобы не было причины для неосознанного невротичекого отреагирования, - резюмировала Т.А. Зеленкова-Захарчук.
Пресс-служба "НМИЦ эндокринологии"