Сахарный диабет поистине является заболеванием цивилизации и сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития. История этого заболевания насчитывает более 3,5 тысяч лет: 1500 лет до н.э. в папирусе Эберса диабет описан как состояние, сопровождающееся обильным выделением мочи. В 30-50гг. н.э. Аретей Каппадокийский дал первое клиническое описание болезни. Сравнивая болезнь с «прохождением воды по сифону», он дал ей название «диабет» (от греч. «диабайно» - проходить через, протекать). Термин «сахарный» - от лат. Mellitus – «сладкий, медовый» - добавлен в XVII веке Томасом Уиллисом. Первая попытка классифицировать диабет предпринята в 1880 г. Lancereaux Е. – он выделил два типа СД: легко поддающийся диетотерапии (diabete gras) и быстро прогрессирующий, резистентный ко всякому лечению (diabete maigre).
В 1980 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) введены термины «диабет 1 типа» и «диабет 2 типа», а в 1985 году эти понятия вновь упраздняются, поскольку они предполагают доказанный патогенез заболевания. Принимается классификация, основанная на клинических классах: инсулинозависимый (ИЗД) и инсулинонезависимый (ИНЗД) диабет, нарушенная толерантность к глюкозе (НТГ) и СД беременных, а также впервые выделяются классы статистического риска. Наконец, в 1999 году принимается современная – этиологическая классификация ВОЗ, которая используется до настоящего времени.
В лечении СД выделяются две эпохи. В доинсулиновую эпоху диагноз «СД» практически не оставлял больному шансов на выживание: смерть вследствие кетоацидоза в 90% случаев, продолжительность жизни не более двух-трех лет.
XX век стал по-настоящему прорывным в истории диабетологии, периодом бурного развития знаний о патогенезе и этиологии СД, стремительного совершенствования инсулинов и средств их введения, создания новых сахароснижающих препаратов.
В 1921 году Banting F.G. и Best H.C. (кафедра профессора McLeod J.J.R.) выделили инсулин из поджелудочной железы теленка. Введение препарата панкреатэктомированной собаке с клиническими проявлениями СД привело к нормализации уровня гликемии. Это открытие, за которое McLeod J.J.R. и Banting F.G. получили Нобелевскую премию по медицине в 1923 году, послужило началом новой «инсулиновой» эпохи в лечении СД.
Уже год спустя – в 1922 г. – Joslin E.P. с успехом применил первые препараты животного инсулина в клинической практике. В 1926 году Abel J.J. получил кристаллическую форму инсулина. 1940-е годы ознаменованы разработкой инсулина НПХ (нейтрального протамина Хагедорна), 1950-е – разработкой инсулинов типа Ленте.
Совершенствовались не только технологии производства инсулина. По мере накопления знаний о причинах развития диабетических осложнений изменялись и принципы инсулинотерапии.
1970-е гг. – данные о более высоком риске микрососудистой патологии на фоне традиционной инсулинотерапии с использованием одно- или двукратных инъекций инсулина послужили предпосылкой для пересмотра принципов инсулинотерапии и разработки базис-болюсной концепции и интенсивной инсулинотерапии как наиболее эффективного способа коррекции углеводного обмена.
1977-1978гг. – расшифровка структуры гена инсулина.
1980-е гг. – использование рекомбинантной ДНК-технологии для производства человеческих инсулинов. Появление инсулиновых шприц-ручек.
1990-е гг. – большое количество исследований продемонстрировало эффективность предупреждения микро- и макрососудистых осложнений СД на фоне поддержания уровня гликемии, близкого к нормальному. Разработка аналогов инсулина ультракороткого действия (ЛилПро, Аспарт, Глулизин).
2000-е гг. – разработка аналогов инсулина длительного беспикового действия (Гларгин, Детемир). Появление современных инсулиновых дозаторов (помп). Помпы 4-го поколения с интегрированными устройствами для непрерывного мониторирования концентрации глюкозы позволяют не просто вводить инсулин в соответствии с настройками, но и снабжены программами автоматического расчета дозы инсулина и способны самостоятельно менять дозу инсулина в ответ на изменения концентрации глюкозы (например, отключать подачу инсулина при гипогликемии).
Таким образом, менее чем за сто лет, прошедших со времени открытия инсулина, достигнут беспрецедентный по своей значимости прогресс: от полного отсутствия средств лечения СД1 до возможности имитировать физиологическую секрецию и поддерживать нормогликемию при помощи помповой инсулинотерапии с использованием аналогов инсулина человека!
За прошедшее столетие инсулин эволюционировал многократно: вслед за собаками поставщиком гормона стал крупный рогатый скот, затем появился свиной инсулин и, наконец, человеческий. Однако, даже самые заметные успехи в совершенствовании лекарственной терапии, не стали панацеей в лечении страшного недуга. К большому сожалению, заболеваемость сахарным диабетом в мире не снижается и в наши дни. По прогнозам Международной диабетической федерации, в 2045 году численность больных сахарным диабетом может достичь 700 миллионов человек.
В Российской Федерации за последние 20 лет число имеющих заболевание сахарным диабетом увеличилось в 2,5 раза. По данным Федерального регистра сахарного диабета, на начало 2021 года зарегистрировано около 4,8 миллиона пациентов с сахарным диабетом. Из них 265 тысяч – с диабетом 1-го типа, в том числе 47 тысяч детей. Более того – результаты регулярных исследований свидетельствуют, что реальное количество больных сахарным диабетом в России составляет около 10 миллионов человек. То есть, как и во всем мире, в нашей стране каждый второй взрослый человек, имеющий это заболевание, не знает об этом.
Исходя из сложившейся ситуации, Минздрав России, ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» прилагают колоссальные усилия, чтобы обеспечить пациентов современными аналогами инсулина, а также неинсулиновыми таблетированными и инъекционными сахароснижающими средствами, современными средствами самоконтроля и непрерывного мониторирования глюкозы крови и средствами введения инсулина, такими как инсулиновые помпы.
Как отмечается в приветственном слове Минздрава РФ к участникам открывающейся 13 ноября 2021 года конференции Общероссийской общественной организации «Российская Диабетическая Ассоциация», приуроченной к 100-летию открытия инсулина, такая серьезная и широко распространенная в мире медико-социальная проблема, как сахарный диабет, безусловно, должна подниматься и решаться на самом высоком уровне. Только совместными усилиями органов государственной власти, медицинского сообщества, пациентских организаций, гражданского общества и бизнеса можно разрабатывать и реализовывать эффективные меры, направленные на профилактику, своевременную диагностику и оптимальное лечение этого серьезного хронического заболевания. В этой связи Минздрав России поддерживает выделение мер по борьбе с сахарным диабетом и социально значимыми эндокринопатиями в отдельную целевую программу «Борьба с сахарным диабетом и социально значимыми эндокринопатиями», что потребует внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Важно подчеркнуть, что подобная целевая программа уже показала свою эффективность в прежние годы.
– С 1996 по 2012 год у нас была федеральная целевая программа по борьбе с сахарным диабетом. Финансирование было скромным, но адресным, то есть в бюджете средства на лечение сахарного диабета прописывались отдельной строкой. Мы пользовались рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, основанными на международном консенсусе. Была создана система контроля за такими больными, в первую очередь, в первичном звене. Работали референс-центры. Были открыты специализированные кабинеты, где прицельно занимались осложнениями – нефропатией, диабетической стопой, ретинопатией и так далее. А еще работали школы диабета, где пациентов обучали, мотивировали к здоровому образу жизни. Это была та самая персонализированная медицина, к которой мы сейчас стремимся. И результаты очень весомые: средняя продолжительность жизни без диализа увеличилась на 15 лет, следовательно, создана возможность обойтись без пересадки почки. Зрение удается сохранить в 80 процентов случаев, почти до нуля сократилось количество высоких ампутаций. Средняя продолжительность жизни у больных диабетом, если заболевание под контролем, сегодня почти такая же, как и у людей, не имеющих этого заболевания, – отмечает президент ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России академик РАН Иван Дедов.
Факты о диабете: Каждый 2-й человек не знает, что он болен. Поэтому диабет называют тихим убийцей. Каждый 4-й россиянин имеет риск диабета или уже болен им. Каждые 6 секунд один человек умирает от диабета. Диабет опасен осложнениями. 8 самых грозных – это инфаркт, инсульт, слепота, заболевания почек, гангрена нижних конечностей (с последующей ампутацией), осложнения беременности и риск здоровья будущего ребёнка, эректильная дисфункция, инфекционные заболевания. По статистике, диабет может отнять 10 лет жизни человека. 92% заболеваемости диабетом приходится на диабет 2 типа, 6% - 1 тип, и 2 % - остальные редкие формы диабета: MODY, LADA и другие.
Бурное развитие естественных наук, информационных технологий, формирование новой «цифровой» реальности вывели современную эндокринологию на принципиально новый уровень.
Фундаментальные научные исследования по линии эндокринных заболеваний сегодня сосредоточены именно в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии». В числе основных направлений – изучение генетических популяционных аспектов эндокринопатий, молекулярных основ наследственных эндокринопатий, разработка персонализированных методов лечения с использованием редактирования генома, исследование путей пострецепторного сигналинга в развитии врожденных эндокринных заболеваний на клинических и экспериментальных моделях, прогнозирование, профилактика и лечение сахарного диабета и его осложнений на основе геномных, протеомных и метаболомных маркёров, разработка новых радиотаргетных препаратов.
– С развитием возможности расшифровывать последовательность ДНК стала реальной идея персонализированной медицины – рациональное, точное и эффективное применение «правильного лекарства в правильное время в правильной дозе». Такой алгоритм идеален в случае диагностики и лечения сахарного диабета. Сбор и анализ популяционных генетических данных, изучение взаимосвязи генотипа и фенотипа, выявление генетических вариаций, являющихся причиной определенных патологических изменений, – отмечает директор «НМИЦ эндокринологии» член-корреспондент Наталья Мокрышева.
В течение многих лет в ЭНЦ аккумулируются и обрабатываются индивидуальные данные пациентов. Применение искусственных нейронных сетей и логистического регрессионного анализа в их обработке позволяют с высокой точностью прогнозировать патологии, которые могут возникать у тех или иных пациентов в различных условиях. Так, на основе уникальных электронных баз данных разработаны и внедряются в практику калькуляторы прогнозирования риска (сахарного диабета, дифференциальной диагностики карцином и аденом околощитовидных желез, прогнозирования гипокальциемии, прогнозирования развития хронической болезни почек у пациентов с сахарным диабетом), предикторы (рецидива болезни Иценко-Кушинга после нейрохирургического лечения), а также молекулярно-генетические, биохимические и протеомные маркеры в прогнозировании сосудистых осложнений.
Одним из основных векторов развития персонализированной медицины должна стать профилактика заболеваний.
– Отдельное направление систематизации данных – разработка персонализированной эндокринной карты пациента для превентивной профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета и других нозологий. В ней будут учитываться состояние иммунной системы, метаболический статус, результаты неонатального скрининга и полногеномного секвенирования, ежегодный скрининг зон наблюдения, этническая группа больного, экологическая зона проживания и социальные условия, – комментирует директор «НМИЦ эндокринологии» Наталья Мокрышева.
Заметные успехи достигнуты в ЭНЦ в таких прорывных медицинских направлениях, как тераностика, терапия тиреотоксикозов, рецепторная визуализация и терапия различной этиологии, терапия нейроэндокринных опухолей, генетическая диагностика эндокринопатий.
– Большие надежды мы связываем с научным блоком, который сейчас формируется вокруг Национального центра мирового уровня «Национальный центр персонализированной медицины эндокринных заболеваний». Он создан в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» в конце 2020 года в соответствии с решением Правительства РФ и на основе приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, – продолжает Наталья Мокрышева.
По словам Натальи Георгиевны, вслед за Лабораторией биоинформатики, которая была развернута в составе НЦМУ в апреле нынешнего года, в скором времени будут открыты еще 9 лабораторий: медицинской и молекулярной генетики, цифровых технологий и искусственного интеллекта, молекулярной онко-эндокринологии, молекулярной визуализации и тераностики, метаболомных и протеомных исследований, микробиоты, иммунологии и аутоимунных заболеваний, редактирования генома и клеточных технологий.
Помимо этого, начинают работу отделы эпидемиологии эндокринопатий, клинических исследований, оказания диетологической помощи, а также кафедра персонализированной и трансляционной медицины, на базе которой врачи, аспиранты и ординаторы со всей страны будут повышать свои знания в генетике, молекулярной биологии, иммунологии, биоинформатике и клеточных технологиях.
Борьба с сахарным диабетом продолжается…
Ссылки на специальные репортажи в СМИ:
1 канал: https://youtu.be/Z1vbaIYV4PU
НТВ: https://youtu.be/VhcN3ZMcy2I
Пресс-служба НМИЦ эндокринологии